Центр ДП та ВПВ запрошує молодь до занять у гуртках військово-патріотичного напрямку
Пятница, 29.03.2024, 04:18

Центр допризовної підготовки та військово-патріотичного виховання. ДЮВПК"Сатурн"

Категории раздела
Військово - патріотична гра "Сокіл" ("Джура") [8]
Матеріали для підготовки команд та активу
Школа безпеки [1]
Матеріали про діяльність ВГДР "Школа безпеки"
Туризм [15]
Різне [1]

УВАГА! Матеріали викладено лише для ознайомлення

Главная » Статьи » Туризм

Передвижение по ледовому рельефу: часть 2

При скольжении на спине вниз головой необходимо в начале падения воткнуть клюв ледоруба в лед на уровне груди. Силы инерции перевернут альпиниста вверх головой и на живот, после чего самозадержание осуществляется как было описано выше.

На ледовом склоне гораздо легче задержаться при проскальзывании ноги в первый момент, чем зарубаться, распластавшись на льду. На тренировке следует уделить внимание отработке приема самозадержания при проскальзывании одной ноги.

Отработки самозадержания на льду —очень утомительное и неприятное занятие. Тем не менее освоение этих технических приемов необходимо.

страховка на льду

В качестве основной точки страховки на льду применяется ледобурный крюк. Отдельные особенности конструкции, продиктованные удобством использования, практически не сказываются на прочности крюка, установленного на льду. Состояние льда — от пористого молодого глетчерного до натечного — влияет мало. Вероятно, более прочный натечный или старый глетчерный лед в то же время более хрупок.

По данным испытаний комиссии по снаряжению Федерации альпинизма СССР, при различных состояниях льда ледобурные крючья способны выдержать рывок 1500—2000 кг, а крюк типа «морковка»—всего 600 кг.

Система блокировки ледовых крючьев

Рис. 154. Система блокировки ледовых крючьев на крутом ледовом рельефе: а — самостраховка страхующего; б — веревка к ведущему

Кроме повышенной и стабильной прочности к числу преимуществ ледобурных крючьев можно отнести возможность их установки практически в любом месте ледового склона, но предварительно необходимо приготовить место для организации страховки. Страховочная площадка вырубается такой величины, чтобы можно было стоять обеими ногами. Можно подготовить две ступеньки. Ступеньки рекомендуется также подготовить для товарища, которого страхуешь, чтобы при выходе к месту страховки он мог удобно встать.

Перед завинчиванием (или забивкой) крюка надо очистить место от разрыхленной массы до плотного чистого льда. Лучше всего вырубить горизонтальную площадку («карман») для завинчивания крюка.

Крюк забивается (ввинчивается) перпендикулярно направлению натяжения веревки, т. е. под углом до 100° (рис. 154). Встречающиеся в специальный литературе величины в 120 и даже 135° наклона крюка не показали практического соответствия.

Использование дополнительного рычагаРис. 155. Использование дополнительного рычага при вворачивании-выворачивании крюка

В холодную морозную погоду крюк тотчас же вмерзает и вывернуть его становится почти невозможным. В таком случае надо аккуратно вырубать его ледорубом или ледовым молотком, стараясь при этом не повредить тело крюка.

В мягком льду под воздействием солнца или при длительных нагрузках крюк становится ненадежным. Для предупреждения его вытаивания или активного нагревания сразу после прощелкивания в проушину крюка карабина с веревкой нужно засыпать головку крюка кусками льда и утрамбовать снегом.

Для ускорения вворачивания крюка удобно пользоваться импровизированным рычагом: клювом ледоруба и ледового молотка, другим крюком (рис. 155).

Если используются крючья типа «морковка», забивать их надо серией в 40—60 частых, непрерывных, несильных последовательных ударов. В противном случае даже при небольшой паузе в серии ударов вокруг крюка образуется воздушная подушка и несущая способность крюка станет ничтожной. Если крюк забит ненадежно и вошел в лед слишком легко, не следует вынимать его. Лучше, забив другой крюк в полуметре, сблокировать их петлей.

В качестве идеальной страховки применяются два длинных ледобура (25—28 см), ввинченных один над другим как показано на рис. 154. Использование треугольника сил обеспечивает оптимальное распределение нагрузки на крючья в случае срыва. Крючья расположены на расстоянии 75 см и не на одной прямой по отношению к линии падения воды, а с отклонением на 10 см. Оба крюка соединяются между собой петлей длиной около 2—2,3 м.

На трудном рельефе обязательно завинчивать на месте страховки крюк, изменяющий направление движения веревки. Мнение, что на льду рывки при срыве слабее, чем на отвесной скале, ошибочно. На льду крутизной выше 50° практически нет разницы между свободным падением и скольжением. Так, на отвесных скалах альпинист весом 80 кг при падении на 10 м развивает скорость 50 км/кас и процесс длится 1,42 сек. На льду крутизной 55° и падении на 10 м он развивает скорость около 28 км/ч и процесс длится около 1,45 сек. Поэтому на льду речь может идти только о динамической страховке, что позволит снизить нагрузку на ледовые крючья. Для страховки рекомендуется применять, например, шайбу Штихта, узел УИАА. При страховке через поясницу необходимо использовать карабин, регулирующий направление веревки (рис. 156). Рис. 156. Организация пункта страховки на льду (вариант): а — регулирующий карабин

Организация пункта страховки

Рис. 156. Организация пункта страховки на льду (вариант): а — регулирующий карабин


Самовыворачивающийся ледобурный крюк

Рис. 157. Самовыворачивающийся ледобурный крюк

Страхуемый не должен выходить вверх над страхующим: в случае падения неизбежны тяжелые ранения последнего зубьями кошек.

На льду обычно завинчиваются крючья через каждые 10 — 15 м для промежуточной страховки. При динамической страховке на льду такое расстояние вполне оправдано.

Когда на ледовом склоне пройдена почти вся веревка и требуется организовать страховку, надо вырубить маленькую ступеньку, подняться на нее, завинтить крюк и встать на самостраховку. После этого вырубают большую ступеньку, на которую можно уверенно встать на широко расставленных ногах. Но лучше сразу вырубить обе ступеньки. Для точек страховки рекомендуются длинные ледовые крючья 25—28 см.

Серьезная проблема при спуске по крутым ледовым склонам и стенам — безопасность последнего. Если предстоит несколько спусков, оставлять на каждом из них по крюку расточительно. Для спуска последнего в группе существует надежный способ самовыворачивающегося крюка. Участники спускаются по обычной схеме. Перед спуском последнего на ледобур накручивается кусок репшнура, соединенного со вспомогательной веревкой или второй прядью спусковой веревки для выдергивания крюка. Последний начинает спуск, только когда внизу оба конца спусковых веревок надежно закреплены на очередной станции страховки. Окончив спуск, следует, равномерно нагружая, тянуть за веревку, которая соединена с крюком петлей репшнура (рис. 157).

Если ледовых крючьев мало, они требуются для страховки, а на спуск явно не хватает, надежным выходом из положения служит ледовая проушина (рис. 158). Ее просверливают длинным ледобуром в ледовой поверхности с двух сторон под углом 60° так, чтобы получилось соединяющееся сквозное отверстие. Затем проволочным крючком (а он необходим в арсенале группы) через проушину протаскивают кусок основной веревки, завязывают петлю, пропускают спусковую веревку — и станция спуска готова. Ледовая проушина вполне надежна: по данным исследований УИАА, во льду средней плотности (0,8—0,9 кг/дм3, температура льда около 0,2°) получены следующие величины статической нагрузки: при L= 15 см, репшнур D 6 мм — до 600—800 кг; при L=15 см лента шириной 2,5 см—до 1100 кг; при L = 20 см веревка D = 9 мм—до 1240 кг, без вырыва ледовой проушины!

Организация точки закрепления на льду

Рис. 158. Организация точки закрепления на льду — проушина (по В. М. Абалакову)

На комбинированных маршрутах, если возможно, следует предпочесть быстро организуемые способы страховки, конечно, не в ущерб безопасности. Например, на снежно-ледовом склоне быстрее найти место для страховки через ледорубы, чем долго докапываться до плотного льда для забивки крюка (рис. 159). На гребне время экономится за счет комбинации страховки через ледоруб и скальный выступ (рис. 160).

Для спуска альпинисты иногда используют ледовые столбики (рис. 161). Чтобы веревка не соскользнула со столбика, его делают диаметром до 1 м, высотой до 30 см, с круговым желобком внизу.

страховка через ледоруб страховка на комбинированном гребне
Рис. 159. Вариант страховки через ледоруб Рис. 160. Страховка на комбинированном гребне
Ледовый столбик

Рис. 161. Ледовый столбик

передвижение в связках

При подъеме по объективно опасным ледовым склонам связка должна двигаться с попеременной страховкой (рис. 162). Одновременное движение в связках на льду без промежуточных крючьев не разрешается, ибо при срыве одного в связке самозадержание весьма проблематично (рис. 163). К тому же альпинисты могут ранить друг друга кошками и ледорубами. При необходимости можно двигаться одновременно, но при этом обязательно завинчивать ледовые крючья так, чтобы между партнерами по связке был хоть один промежуточный ледовый крюк. Когда идущий сзади подходит к крюку, последний начинает готовить площадку для завинчивания очередного ледового крюка. После того как ведущий закрутит крюк, последний выкручивает ледобур.

На льду для прохождения второго целесообразно использовать зажим. Поскольку техническая работа даже на крутых ледовых склонах незначительна, применение зажима и перильной веревки не противоречит ранее сказанному. Предпочтение подобной схеме движения отдается и из-за ее более высокой безопасности.

При подъеме по ледовым склонам зигзагом пункты страховки организуются в точках поворота с внешней стороны, так, чтобы в случае срыва ведущего в связке он в падении не сбил страхующего (рис. 164).

Порядок движения связки

Рис. 162. Порядок движения связки и организация пунктов страховки


Опасность одновременного движения в связке

Рис. 163. Опасность одновременного движения в связке без промежуточных крючьев


Движение связки зигзагом

Рис. 164. Движение связки зигзагом: а — точки расположения промежуточных крючьев в страховочной цепи



Источник: http://www.promalpinizm.com
Категория: Туризм | Добавил: Helena_B (21.01.2011)
Просмотров: 1572 | Теги: альпинизм, туризм | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
  • Етапи районного змагання "Сокіл"( "Джура") (59)
  • Спальники і гідрокостюми (3)